Личный опыт: как мы помогаем своим детям

становиться более грамотными в финансах

Что мы для этого делаем в нашей семье?

Во-первых, мы часто читаем детям 📚 перед сном, разную литературу, от увлекательных сказок и историй о природе до современных историй о детях их возраста, в том числе и истории о финансовой грамотности (Список книг по финансовой грамотности для детей Вы найдете в нашем Телеграм-канале).

Во-вторых, мы, взрослые, являемся примером для своих детей. Финансовые привычки в том числе дети впитывают от нас. Важно всё: от того, какие речи в вашей семье по поводу денег постоянно слышат дети до элементарного аккуратного складывания денег в бумажник.

Мы уже много лет ведем статистику доходов и расходов по статьям. Дети замечают, что мы каждый вечер записываем расходы и обсуждаем наши планы, цели и задачи.

Когда детям дарят деньги на день рождения или другие праздники, мы их у них не забираем, а объясняем, насколько это большая сумма и что на них можно купить: что их можно потратить сразу на ежедневные мелочи, вроде конфет и шоколадок🍫🍬🍭, а можно отложить на более крупную покупку.
Сын всегда так и поступал: сам себе на подаренные деньги купил планшет в 4 года, в 6 лет - квадрокоптер, в 8 лет - сотовый телефон... В 2020 году все свои накопленные сбережения он сам попросил разместить в акциях. Тогда мы посоветовали ему купить на эти деньги доллары и инвестировать в акции иностранных компаний. Это был хороший опыт. В 2022 году он вывел эти деньги и купил на них себе питбайк. Правда, небольшую часть денег мы добавили ему за хорошую учебу в школе😉. А недавно сын сам попросил записать его на наш курс по финансовой грамотности, где с удовольствием слушал уроки по экономике, финансам и инвестициям. И вот уже его уровень финансовой грамотности на более высоком уровне, чем у его сверстников.

И, конечно же, в нашей семье табу на такие слова, как «Нет денег!». Когда дети просят что-то, что не вписывается в наш бюджет в текущий момент времени, мы говорим им: «На сегодня все наши деньги распределены на другие цели и задачи, но мы обязательно вернемся к этому разговору позже».

Также дети всегда могут дополнительно заработать дома, выполняя какую-то работу. В каждой семье этот пункт реализуется по-разному: кто-то платит за оценки, кто-то за забитые голы/выигранные турниры, кто-то за массаж родителям, кто-то за уборку в доме, а кто-то против того, чтобы заставлять детей работать дома за деньги. А как в вашей семье?

А ещё мы смотрим «Азбуку финансовой грамотности» Смешариков и часто играем с детьми в различные игры, такие, как магазин или ресторан, где дети учатся считать, либо в настольные финансовые игры, такие как «Монополия», «Денежный поток», «Путь в будущее» и др.

Кстати, рекомендуем посетить Музей истории денег в г.Санкт-Петербурге!

Давайте вместе воспитывать грамотность нашего будущего поколения!